В Тае отношение к буддизму особое. И вот, один мой друг стал свидетелем очень увлекательного и чрезвычайно важного для каждого тайца события — посвящения в буддийские монахи.
Далее я привожу его статью практически без искажений.
«Согласно тайскому варианту Буддизма (а каждая страна Юго-Восточной Азии, чьей официальной религией является Буддизм, имеет свои специфические, национальные особенности) истинно верующий мужчина должен минимум один раз в жизни побыть монахом хотя бы в течении девяти дней.
Считается, что это положительно скажется на его дальнейшей судьбе и судьбе его родственников, а также облегчит реинкарнацию его покойных предков, сделает их временное пребывание в мире усопших более комфортным. Поэтому, обряду посвящения молодого человека в монахи придается огромное значение, и пожалуй, не меньшее чем свадебному или погребальному обрядам. Далее мы предлагаем Вашему вниманию небольшой фоторепортаж о посвящении в монахи молодого человека по имени Том из среднестатистической тайской семьи, который в течение нескольких лет вел не очень праведную жизнь. Но решил пройти очищение монашеством и твердо встать на путь исправления, к большой радости всех свои многочисленных родственников.
Обряд длится порядка двух дней и начинается рано утром, когда все родственники, даже живущие в разных частях страны, собираются вместе. Приглашаются также соседи и друзья. Как правило, первый день обряда посвящения в монахи проходит в доме старших родственников неофита. В данном случае в доме бабушки и дедушки Тома. Молодой человек просит прощения у родителей за те огорчения, которые он им причинил, кается в своих неблаговидных поступках. Хотя Тома уже давно все простили.
Далее, каждый из родственников, вооружившись ножницами, срезает прядь волос с головы молодого человека. Тем самым они вносят посильный вклад в его избавление от волосяного покрова и благословляют для новой жизни в новом статусе. При этом, каждый старший родственник дает неофиту наставления, что ему следует делать и как вести себя в монашестве.
Буддийские монахи не должны иметь волос на голове и лице, включая также брови. После того, как волосы сбриваются, голову неофита натирают охрой. Далее Тому придется делать это регулярно самому.
Затем неофит облачается в особую одежду, которая называется «наг». И включает клетчатую юбку, расцветка которой может быть любой; белую кружевную накидку, под которую надевается обычная футболка, а также расшитую бисером остроконечную тиару. Обратите внимание, насколько это одеяние напоминает облачение католического епископа. Рядом с Томом его, исполненные родительской гордостью за сына, отец и мать.
Следующая часть обряда посвящения — объезд деревни. Для родственников очень важно, чтобы как можно больше людей узнало о столь значимом событии в их семье. Сейчас для этой цели используется пикап, а в старые времена неофита несли бы на специальных носилках.
В руках у бабушки Тома его, заранее купленное, монашеское одеяние (в Таиланде оно называется «Дзивонг») которое он пока не имеет права надевать и «тамбун» — пожертвование для монастыря. За пикапом, в котором сидит неофит, следует автомобиль с очень мощной стерео системой. Так что окрестности оглашаются громкой национальной музыкой, заслышав которую, селяне выходят из домов и приветствуют процессию.
Тут же раздаются приглашения на вечеринку по этому случаю, которая состоится ближе к вечеру. Автомобили движутся очень медленно, и объезд всей деревни может занять несколько часов. При этом неофит все время должен сохранять бесстрастное лицо и отрешенный вид. По мере движения процессия приобретает довольно внушительный вид, так как многие жители деревни считают своим долгом пройти хотя бы несколько десятков метров за машиной везущей будущего монаха.
По возвращению домой, родственники рассаживаются вокруг импровизированного алтаря и предаются молитве. При этом от человека к человеку протягивается толстая белая нить, что должно символизировать единство всех членов семьи. Заканчивается первый день грандиозной вечеринкой, в которой принимают участие едва ли не все жители деревни, кроме самого посвящаемого. Он уже порвал с мирской суетой и отправляется ночевать в ближайший храм. Завтра ему предстоит еще более трудный день.
На следующий день, рано утром, Том отправляется в главный храм района Ван-Тонг. Который помимо основной функции молельного дома, является также центром местной администрации Буддистской церкви. Его сопровождает большинство родственников и все, кто смог проснуться в столь ранний час, после вчерашних возлияний. В храме родители неофита передают настоятелю заранее купленный дзивонг, а тот в свою очередь вручает его посвящаемому. Пожалуй, это и есть ключевой момент всего обряда посвящения.
Процесс облачения весьма сложен. Требует четкой последовательности и включает множество нюансов. Убежден, что в первый раз Том бы не справился без опытного помощника. Имеются большие сомнения, что и во второй он сможет справиться самостоятельно.
Одеяние буддийского монаха представляет собой два больших прямоугольных полотнища ткани, одно из которых искусно оборачивается вокруг тела, причем именно строгая последовательность и четкая определенность действий во время одевания позволяют ему надежно держаться и не сковывать движений, второе просто закрепляется на плече. В случае дождя или зноя им можно накрыть голову.
После облачения следует молитва, по окончании которой, новообращенный монах получает и новое имя. Как знак того, что более ничто не связывает его с прошлой жизнью. На заднем плане монах записывает в специальную книгу все данные Тома: паспорт, место постоянного проживания, имена родителей, род занятий в миру, образование. Потом эти данные отсылаются в местную государственную администрацию, где ведется соответствующий реестр. Контроль со стороны государства необходим для того, чтобы избежать массового мошенничества. Дело в том, что монахи живут тем, что собирают милостыню, причем недостатка в подающих ее нет, ведь это – одна из форм тамбуна — пожертвований Будде, а дзивонги продаются свободно и купить их может кто угодно.
На заключительном этапе церемонии, новообращенный монах получает из рук настоятеля, так называемый «бат» — сосуд для сбора пожертвований, который, как и одеяние был приобретен заранее. Раньше бат изготавливали, сплетая между собой гибкие ветки деревьев, сейчас отливают из алюминия промышленным способом.
Обряд посвящения завершен. Еще одним монахом в Королевстве Таиланд стало больше. В тайском варианте Буддизма не существует регламентации сколько по времени человек должен оставаться монахом. Теоретически, Том может снять монашеское облачение уже на следующий день. Обычно же тайские мужчины пребывают в монашестве от девяти дней до одного месяца. Согласно законам Королевства, на весь этот срок за ними сохраняются прежние рабочие места и заработная плата. По окончании срока монашества, церковная администрация выдает бывшим монахам специальный сертификат. Сам факт того, что человек был монахом, значительно повышает его статус в тайском обществе и доверие к нему со стороны других людей. И даже может положительно повлиять на карьерный рост.
В нашей короткой беседе пожилой настоятель удивил меня сообщением о том, что ему не так уж и редко приходится посвящать в монахи «фарангов» — иностранцев европеоидной расы. В основном, это европейцы и американцы, постоянно проживающие в Таиланде и состоящие в браке или просто в длительных отношениях с местными женщинами. Желая сделать приятное своим женам и подругам, они принимают монашество на срок не более двух-трех недель. Признаться, трудно поверить в искренность религиозных чувств, при принятии решения посвятить себя служению Будде по таким мотивам. Но, наверное, бывают и исключения.»
За статью и фото спасибо моему другу Игорю Черемных
Новый мега полезный Телеграм канал о путешествиях. Открытые направления, правила въезда, промокоды на туры, скидки на авиабилеты, советы и лайфхаки.
Что-то Том слишком грустный на всех фотках
У меня вопрос, по поводу фарангов, т.е. его посвятят в монахи, даже если он крещенный?
Грустный он потому что не особо этого хочет наверное — быть монахом. Фаранга да, посвятят какого бы вероисповедания он ни был. Буддизм — самая терпимая религия
Мне кажется, что многие иностранцы воспринимают такое посвящение как некий аттракцион: типа, почему бы не по пробовать на 2-3 недели окунуться в быт тайского монаха? Получить незабываемый опыт, впечатления и всё такое…
Религиозный аспект отходит на задний план.
Платон — да, для фарангов это именно так ) более того, этот аттракцион еще и платный. кстати, многие не выдерживают 2 недели и сваливают через 2-3 ))
Я думаю и многие тайцы не очень серьезно относятся к этому. Что это такое — монашество на пару недель? Как можно принимать в монахи человека, который «не особо этого хочет»? А уж про фарангов и говорить нечего — для 99% — точно аттракцион. Буддизм, вообще, мало кто серьезно воспринимает,как религию.
MakMasha — Все что касается буддизма и тайцев — это серьезно. Просто молодой человек, брат тайской жены моего друга, онредкий раздолбай. И, видимо, пока еще сам не пришел к этому. Но не смог не подчиниться воле родственников. В остальном же к монашеству на пару недель тайцы очень серьезно относятся.
А для фарангов, за очень редким исключением, это конечно развлекалово
Дима, не брат, а племянник. Кстати, ему это дело очень понравилось. Потому, что такого уважения со стороны абсолютно всех этому 23-х летнему парню ощущать еще не приходилось. Он уже четвертый месяц монах и собирается продолжать до конца года, как минимум. Ви ему рассказала, что я статью про него написал, а ты ее в инете разместил. Думаю, для «гражданской» жизни он после этого на очень долгий срок потерян.
Спасибо инфа полезная и нужна, по больше бы таких проектов.
Viktormelkovskovd всегда пожалуйста )
Интересный репортажик. Пишите еще.
А сколько стоит стать монахом для фаранга?
И куда обращаться с желанием стать монахом?
Sergey сколько стоит даже не знаю. а обращаться надо в разные храмы, там подскажут